Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Василёк»Левокумского муниципального округа Ставропольского края

Из опыта работы «Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста»

 Из опыта работы «Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста»

«Самое прекрасное, что мы можем испытать,-это ощущение тайны»

Альберт Энштейн.

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и другие).

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Актуальность сказкотерапии состоит и в том, что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей: нами наблюдается игнорирование родителями домашнего чтения рассказовсказок, посвященных духовно-нравственной проблеме.

• На сегодняшний день существуют такие проблемы, как:

• жестокие сказки, несущие в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;

• недостаточная разнообразность подачи сказок дошкольникам, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов;

• занятость родителей и развитие массового телевидения, интернета - ребенок чаще сидит у телевизора,телефона или у компьютера, чем с книгой.

Тревожность, согласно исследованиям педагогов - психологов можно классифицировать на два вида:

Ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство.

Личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный

Цель исследования: определение эффективности современных методов сказкотерапии для коррекции тревожности детей дошкольного возраста.

Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребёнка.

В задачу сказкотерапии входят :

1. Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

2. Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

3. Выявление и поддержка творческих способностей.

4. Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

5. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Коррекция детской тревожности может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, индивидидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений, но мне бы хотелось подробнее остановиться на методе сказкотерапии.

Сказкотерапия как метод терапии психологических трудностей сложилась не так давно, в начале 90-х годов прошлого столетия.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, и т. д.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Таким образом, сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.

Основные принципы моей работы :

• позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества) ; от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;

сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;

• постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного

участника творческого процесса создания сказок.

Были использованы методы и приемы :

• Чтение сказок.

• Работа над сочинением сказки.

• Принятие роли сказочного героя на себя.

• Игры, упражнения и беседы, загадки.

• Арттерапия: рисование.

• Использование наглядных пособий : рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

КАК ЖЕ ДЕЙСТВУЕТ СКАЗКА?

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опытиспользуя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь педагог психолог.

Виды терапевтических сказок.

1. Дидактические сказкиСказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения, в увлекательной форме.

2. Художественные сказки В этих сказках предпочтительность отдана нравственности – эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.

3. Диагностические сказки. Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка выбрав себе в герои мышку - норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.

4. Психокоррекционные сказки. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе с главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.

5. Медитативные сказки. Чтобы снять усталость и напряжение - это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоиться и найти способ расслабиться.

СКАЗКОТЕРАПИЯ делет сказки по отдельно взятым детским проблемам таких как сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т. п.);

сказки для детей в случае утраты значимых людей или любимых животных;

сказки для гиперактивных детей. сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом,сказки для агрессивных детей;и т. п.

Использовала следующие этапы работы

1 этап работы : Ритуал вхождения в сказку

Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.

Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.

Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,

Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»

В гости приходит сказочный герой (кукла,любимый герой,кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят его прочитать.

Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку

2 этап работы : Чтение сказки Напримерсказка : «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это 1-ый вариант работы.

Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

3 этап работы : Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети показывают, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица.

Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не изменится.

А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее. 4-ий этап работы : Ритуал выхода из сказки

Мелодия для выхода из сказки.

Дети стоят в кругу и проговаривают Стихотворение:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Работая с тревожными детьми, в первую очередь следует придерживаться нескольких правил:

- При чтении или рассказывании сказки должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо педагога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

- Нельзя допускать затянувшихся пауз.

-Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

-сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ

Сказка для детей, которые всего боятся.

Жил в одном лесу маленький ежик. Однажды пошел он грибы собирать. Идёт ёжик, по сторонам смотрит, вдруг слышит – трава шелестит. Испугался ёжик, свернулся клубочком и дышать перестал. Потом успокоился, пригляделся, а это жучок с травой играет. Пошел ёжик дальше. А тут сова – как ухнет. Ёжик глаза от страха зажмурил и колючки выставил. Когда всё стихло, открыл ёж один глаз, другой, видит - нет совы. Развернулся ёжик и осторожно стал дальше пробираться. Тут видит - мчится ему навстречу серый комочек с длинными ушами, а за ним волк гонится. Испугался ёжик, затрясся. Но потом подумал: «А зайцу-то ещё страшнее, чем мне». Бросился ёжик волку под ноги и свернулся клубочком. Покатился волк кубарем, упал в канаву и завыл: "У-у-у". Вот каким ёжик смелым оказался!

Сказка для детей, которые боятся привидений

Мальчик Миша очень боялся привидений. Он даже спал с включенным светом. Но все равно, каждую ночь, когда Миша ложился спать, они появлялись в его комнате. Миша звал маму, мама приходила, но привидение тут же исчезало. Миша плакал, рассказывал маме про привидение. Мама, конечно, не верила и уходила к себе.

Однажды Мише на Новый год Дед Мороз подарил фотоаппарат. Первым делом Миша решил сфотографировать привидение, чтобы показать фотографию маме. Он лёг спать, положил фотоаппарат под подушку и стал ждать. Вскоре появилось привидение, Миша достал фотоаппарат и быстро сделал несколько снимков.

Утром он стал показывать снимки маме. Но… ни на одной фотографии приведения не оказалось. «Так значит приведений нет?» - удивился Миша. «Конечно нет», - засмеялась мама. С тех пор к Мише никогда больше не приходили приведения, да и как они могли приходить – привидений же нет!

Сказка для хвастливых и скромных детей.

Одна девочка, гуляя по лесу, потеряла свое колечко. Села она на пригорок и заплакала. Собрались вокруг плачущей девочки разные лесные звери и птицы. Сова сказала : «Не плачь, у меня глаза такие зоркие, что я найду твое кольцо». Заяц сказал : «Не плачь, я такой быстрый, что обегу весь лес и найду твоё кольцо». Мышка сказала : «Не плачь, я очень юркая – в каждую дырочку загляну и отыщу твое кольцо». Но однако же никто из них даже не сошел с места, они только сидели и рассуждали. Зато муравьи ничего не сказали и ничего не обещали. Они разбежались по лесу, нашли кольцо и принесли его девочке.

Сказка для неуверенных в себе детей.

В далекой Индии жил-был слоненок. Он был большой и сильный, но почему-то думал, что он слабый и маленький. Мама всегда ему говорила: "Когда вырастешь - будешь царем зверей". Но слоненок не верил: "Нет, скорее тигр будет царем зверей, чем я". А тигренок поддакивал: "Да, когда я вырасту, я буду царем зверей, потому что я самый сильный и смелый". Но когда слоненок и тигр выросли, произошла одна случайность. Наш слоненок, который к тому времени стал могучим слоном, случайно наступил спящему тигру на хвост. Тигр жалобно завизжал и закричал: "Слон! Ты самый сильный, самый смелый и самый главный! Ты - царь зверей! Только уйди с моего хвоста!". Тогда слон, наконец понял, что он и вправду самый сильный и достоин быть царем зверей!

Особую роль в своей работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказкотерапии, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. С этой целью я провела беседу на тему «Сказка в жизни ребенка», а также раздали памятки на эту тему. Кроме того, провела тестирование родителей на тему «Какие сказки нужны моему ребенку.

Работа с родителями помогла повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей путем сказкотерапии :

• - провела индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;

• - выступила с презентацией на родительском собрании на тему «Сказкотерапия детских проблем»

- изготовила и раздала памятки для родителей.

Результативность опыта.

В результате проведенной работы мы наблюдали значительные положительные изменения у детей:

эмоции приобретают большую глубину и устойчивость,

преобладают положительные эмоции;

появляется постоянная дружба со сверстниками;

развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

ребенок становится более раскрепощенным и уверенным в себе, в своих силах;

ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;

эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

снизился уровень тревожности, агрессивности, страха.

Родители: стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей;

т. о. повысилась психолого-педагогическая культура.

15 декабря 2023 в 10:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.