Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Василёк»Левокумского муниципального округа Ставропольского края
|
Использование сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возрастаИспользование сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок» В. А. Сухомлинский. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека, она является одним из средств получения знаний и средством контроля над ними. Адекватное восприятие и воспроизведение литературных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – требует достаточного развития связной речи. Развитие связной речи является основной задачей дошкольного образования. Это связано с её социальной значимостью и важной ролью в формировании личности человека. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок. Существует богатая палитра методов и приемов – это и художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, методику Дж. Родари, элементы ТРИЗ, методику, направленную на развитие творческого воображения О. М. Дьяченко и другие. Особый интерес у меня вызывают театрализованная деятельность и универсальная методика работы со сказкой Л. Б. Фесюковой. Один из приемов, способствующих активному включению детей в речевую деятельность - прием «проживания» сказки. Используя алгоритм рассуждения по сказкам, мы учим детей понимать действия персонажей, сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе рассуждений делаются выводы о поступках персонажей : что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение); в каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель. Пытались представить себя на месте героев и проанализировать возникающие чувства Хороший результат в развитии связной речи старших дошкольников дает применение универсальной методики работы со сказкой Л. Б. Фесюковой, которая включает в себя решение 7 проблем: 1. Нравственный урок. 2. Воспитание добрых чувств. 3. Речевая зарядка. (развитие речи) 4. Развитие мышления и воображения. 5. Сказка и математика. 6. Сказка и экология. 7. Сказка развивает руки Н-р сказка «Маша и медведь» 1. Нравственный урок. При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей, из любого положения можно найти выход – должна стать творческим девизом для ребенка. Хорошее: - пошла по ягоды (забота о близких). -умеет готовить, - умеет навести порядок в доме (трудолюбива, - сообразительна и находчива. - не плачет, не отчаивается. Плохое: - невнимательна во время прогулки по лесу, непослушна, -не умеет ориентироваться в лесу - нельзя заходить в чужой дом. 2. Воспитание добрых чувств. Можно ли назвать медведя добрым? Почему? Игра «Хорошо-плохо» (медведь поступил хорошо-и-медведь поступил плохо) 3. Речевая зарядка. (помогает сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой) -Машенька какая (добрая, непослушная, маленькая, трудолюбивая, сообразительная.) -Медведь какой? (добрый, доверчивый, эгоистичный, неуклюжий, большой) -Придумать новое сказке (Как Маша заблудилась», «Приключения Машеньки» и т. д.) Важным также является и воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой : • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; • сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая); • разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука); • объяснить происхождение слова (например, закоулочки). Сказка должна способствовать и общению 4. Развитие мышления и воображения. Представь себя Машей. Какой способ придумаешь ты для возвращения домой? Объедини со сказкой «Вершки-корешки» 5. Сказка и математика –Попробуй зашифровать сказку геометрическим фигурами; Слушая математические сказки дошкольники одновременно включаются в решении целого ряда сложных задач: учатся рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих мыслей. (Математическая сказка –Приключение Колобка) 6. Сказка и экология. • Чтение и обсуждение экологических сказок • Использование фрагментов сказок • Использование сказочных персонажей • Анализ сказок с точки зрения различных героев • Сказочные вопросы • Игры типа «КВН» и «Брей-ринг» • Использование сказок для организации игр • Сказки изобразительного искусства • Сказка в заданном ключе Этот прием предполагает использование сюжета известной сказки С перемещением ее героев в другое время или пространство. Например, известные персонажи - Водяной, Баба-Яга, Русалка, царь Берендей и др. жалуются на трудности выживания в загрязненной среде, т. е. они перенесены в современные условия. Например, жалобы Русалки: Трудно стало жить в реке: Каме, Волге и Оке. Ах, судьба моя жестока - Негде спрятаться от стока: Норовит любой завод Сбросить стоки в бездну вод! Грязь от труб течет рекой, Нарушает мой покой. Негде мне воды напиться, Лучше сразу утопиться! В речке чистой я жила И красавицей слыла. А теперь краса угасла Из-за тракторного масла. И в лице я изменилась, Будто триста лет не мылась. В пятнах краски чешуя. Как же выжить мне друзья? 7. Сказка развивает руки – продуктивная деятельность. Трудно переоценить возможности театрализованной деятельности для развития связной речи детей. Именно она является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И как сказал немецкий психолог Карл Гросс: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». ДЕТСКАЯ КНИГА РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ДЕТСКИЙ ПОЭТ И. ТОКМАКОВА НАЗЫВАЕТ ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПЕРВООСНОВОЙ ВОСПИТАНИЯ. ПО СЛОВАМ В. А. СУХОМЛИНСКОГО, «ЧТЕНИЕ КНИГ-ТРОПИНКА, ПО КОТОРОЙ УМЕЛЫЙ, УМНЫЙ, ДУМАЮЩИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ НАХОДИТ ПУТЬ К СЕРДЦУ РЕБЕНКА». УДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, А В ЧАСТНОСТИ СКАЗКИ, ФОРМИРУЮТ НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА И ОЦЕНКИ, НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, ВОСПИТЫВАЮТ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. 15 декабря 2023 в 10:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.