Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Василёк»Левокумского муниципального округа Ставропольского края

Использование сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

 Использование сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека, она является одним из средств получения знаний и средством контроля над ними.

Адекватное восприятие и воспроизведение литературных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – требует достаточного развития связной речи.

Развитие связной речи является основной задачей дошкольного образования. Это связано с её социальной значимостью и важной ролью в формировании личности человека.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок.

Существует богатая палитра методов и приемов – это и художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, методику Дж. Родари, элементы ТРИЗ, методику, направленную на развитие творческого воображения О. М. Дьяченко и другие. Особый интерес у меня вызывают театрализованная деятельность и универсальная методика работы со сказкой Л. Б. Фесюковой.

Один из приемов, способствующих активному включению детей в речевую деятельность - прием «проживания» сказкиИспользуя алгоритм рассуждения по сказкам, мы учим детей понимать действия персонажей, сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе рассуждений делаются выводы о поступках персонажей : что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение); в каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель. Пытались представить себя на месте героев и проанализировать возникающие чувства

Хороший результат в развитии связной речи старших дошкольников дает применение универсальной методики работы со сказкой Л. Б. Фесюковой, которая включает в себя решение 7 проблем:

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка. (развитие речи)

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки

Н-р сказка «Маша и медведь»

1. Нравственный урок. При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей, из любого положения можно найти выход – должна стать творческим девизом для ребенка.

Хорошее: - пошла по ягоды (забота о близких).

-умеет готовить,

- умеет навести порядок в доме (трудолюбива,

- сообразительна и находчива.

- не плачет, не отчаивается.

Плохое: - невнимательна во время прогулки по лесу,

непослушна,

-не умеет ориентироваться в лесу

- нельзя заходить в чужой дом.

2. Воспитание добрых чувств.

Можно ли назвать медведя добрым? Почему?

Игра «Хорошо-плохо» (медведь поступил хорошо-и-медведь поступил плохо)

3. Речевая зарядка. (помогает сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой)

-Машенька какая (добрая, непослушная, маленькая, трудолюбивая, сообразительная.)

-Медведь какой? (добрый, доверчивый, эгоистичный, неуклюжий, большой)

-Придумать новое сказке (Как Маша заблудилась», «Приключения Машеньки» и т. д.)

Важным также является и воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой :

• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

• сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая);

• разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука);

• объяснить происхождение слова (например, закоулочки).

Сказка должна способствовать и общению

4. Развитие мышления и воображения.

Представь себя Машей. Какой способ придумаешь ты для возвращения домой?

Объедини со сказкой «Вершки-корешки»

5. Сказка и математика –Попробуй зашифровать сказку геометрическим фигурами;

Слушая математические сказки дошкольники одновременно включаются в решении целого ряда сложных задач: учатся рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих мыслей.

(Математическая сказка –Приключение Колобка)

6. Сказка и экология.

• Чтение и обсуждение экологических сказок

• Использование фрагментов сказок

• Использование сказочных персонажей

• Анализ сказок с точки зрения различных героев

• Сказочные вопросы

• Игры типа «КВН» и «Брей-ринг»

• Использование сказок для организации игр

• Сказки изобразительного искусства

• Сказка в заданном ключе

Этот прием предполагает использование сюжета известной сказки С перемещением ее героев в другое время или пространство. Например, известные персонажи - Водяной, Баба-Яга, Русалка, царь Берендей и др. жалуются на трудности выживания в загрязненной среде, т. е. они перенесены в современные условия. Например, жалобы Русалки:

Трудно стало жить в реке:

Каме, Волге и Оке.

Ах, судьба моя жестока -

Негде спрятаться от стока:

Норовит любой завод

Сбросить стоки в бездну вод!

Грязь от труб течет рекой,

Нарушает мой покой.

Негде мне воды напиться,

Лучше сразу утопиться!

В речке чистой я жила

И красавицей слыла.

А теперь краса угасла

Из-за тракторного масла.

И в лице я изменилась,

Будто триста лет не мылась.

В пятнах краски чешуя.

Как же выжить мне друзья?

7. Сказка развивает руки – продуктивная деятельность.

Трудно переоценить возможности театрализованной деятельности для развития связной речи детей. Именно она является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И как сказал немецкий психолог Карл Гросс: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

ДЕТСКАЯ КНИГА РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

ДЕТСКИЙ ПОЭТ И. ТОКМАКОВА НАЗЫВАЕТ ДЕТСКУЮ

ЛИТЕРАТУРУ ПЕРВООСНОВОЙ ВОСПИТАНИЯ.

ПО СЛОВАМ В. А. СУХОМЛИНСКОГО, «ЧТЕНИЕ КНИГ-ТРОПИНКА, ПО КОТОРОЙ УМЕЛЫЙ, УМНЫЙ, ДУМАЮЩИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ НАХОДИТ ПУТЬ К СЕРДЦУ РЕБЕНКА».

УДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, А В ЧАСТНОСТИ СКАЗКИ, ФОРМИРУЮТ НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА И ОЦЕНКИ, НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, ВОСПИТЫВАЮТ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

15 декабря 2023 в 10:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.